До недавнего времени очень редкий грузовой сервис имел хорошие возможности по ремонту аварийного грузовика. Нас интересовало, как должна быть оборудована современная зона кузовного ремонта? За ответом на этот вопрос мы отправились в новый дилерский центр MAN в г. Железнодорожный, ООО «Кваттро-Сервис», входящий в состав одной из крупнейших российских транспортно-логистических компаний, компании Belligen. Обычно кузовные участки принимают в ремонт не только свои профильные бренды, но и другие марки грузовиков, автобусов и даже спецтехнику.
Важнейшим участком являются стапельные конструкции. Они представляют собой забетонированные в пол стальные балки, по которым свободно перемещаются гидравлические колонны. А к ним в свою очередь прикрепляются силовые элементы, служащие как для надежной фиксации рамы, так и для ее направленной деформации. В составе стапеля имеется целое семейство приспособлений для приложения разного рода тянущих и выдавливающих усилий. Среди них напоминающие мощные домкраты вертикальные прессы, которые вместе с цепными блоками могут использоваться при особых видах изгибов и кручений. Примечательно, что суммарные усилия различных приспособлений достаточны для работы с транспортными средствами полной массой до 60 т. Зачастую для ремонта кабин используется отдельный стапель - меньший по размерам и усилиям, но больший по мобильности (его часто называют кабинным роботом). Отметим, что основу такого робота составляет горизонтальная станина, устанавливаемая на уже известные нам направляющие стапеля. Фиксация «пострадавшего» на станине осуществляется с помощью задней монтажной балки и двух подвижных базовых площадок, которые в свою очередь соединяются с передними точками крепления кабины. А далее в действие вступают гидроцилиндры, раздвигающие или сдвигающие базовые площадки в зависимости от требуемого размера. Таким образом, по контрольным точкам крепления, установленным производителем, «приводится в порядок» геометрия основания кабины. Затем можно приступать к исправлению других повреждений кабины и замене отдельных деталей. Контрольными параметрами качественного выполнения работ по правке кабины являются: правильно установленное ветровое стекло, зазоры в дверях, панелях облицовки. При внимательном осмотре можно оценить, насколько хорошо восстановлена геометрия.
В числе конкурентов французам в производстве аналогичного оборудования имеется шведская JOSAM. Сравнивать названные бренды достаточно сложно, так как выбор оборудования зачастую зависит от рекомендаций автопроизводителя. Каждый производитель имеет свой круг рекомендованных на технологической линии оборудования и материалов. Очевидно, что союз автопроизводителя и поставщика оборудования можно объяснить многими причинами, как технологическими, так и «политическими». К примеру, Вольво и Скания лоббируют оборудование Josam.
Сложность работ, выполняемых центром ООО «Кваттро-Сервис», можно представить по тем машинам, которые стоят на очереди, в ожидании согласования стоимости работ со страховыми компаниями. Как видим, здесь и лобовое столкновение, и так называемый «перевертыш». Такие аварии, как правило, сопряжены с деформацией рамы автомобиля, что усложняет и продлевает ремонт на месяц и более. Сложность работ по восстановлению рамы будет зависеть от характера и степени деформации. Так, среди основных видов искривления несущих элементов наиболее часто встречаются вертикальный изгиб, кручение, поперечное и диагональное смещение. Бывают и разнообразные локальные деформации в виде складок. Одним из наиболее сложных ремонтов специалисты называют правку вертикального изгиба. Такие деформации часто происходят у тягачей самосвальных автопоездов, когда кузов в результате неисправности гидравлики самопроизвольно опускается (точнее, падает) на раму. А еще одной предпосылкой к искривлению несущей конструкции может быть потеря устойчивости самосвала с поднятым кузовом. При этом наиболее вероятной деформацией будет кручение.
В таких распространенных для дальнобоя авариях как съезд в кювет или опрокидывание, как правило, нарушается геометрия рамы. Деформация несущей конструкции может произойти и в результате других, даже незначительных ДТП. При этом наиболее характерными видами повреждений можно назвать радиальное или диагональное смещение, а также поперечный перелом. По большому счету, деформированную раму надо менять, а это все равно что заново собрать грузовик, причем вручную. Ремонта дороже этого просто не существует. Судите сами: стоимость рамы - минимум 200 тыс. руб., разная «мелочевка», подлежащая замене при перестановке, - еще 100 тыс., плюс стоимость слесарных работ - порядка 300 тыс. руб. Облегчает задачу тот факт, что рама восстанавливается так же легко как и деформируется. Дело только в том, чтобы было хорошее оборудование и квалифицированные специалисты. А на центре ООО «Кваттро-Сервис» такие специалисты есть, и программа подготовки и обучения специалистов поставлена на высоком уровне.
Как заверил нас технический директор «Кваттро-Сервис» г-н Цвященко Василий Иванович, такие работы выполняются в кратчайшие сроки и долго клиенту ждать не приходится.
Одновременно в стапельной зоне могут находиться на ремонте три кабины, или две кабина и одна рама грузового самосвала, или тягача, или другой спецтехники.
После того, как работы кузовного ремонта выполнены, кабина перемещается в малярный цех. В техцентре имеется 100-метровая современная, прекрасно оборудованная двухсекционная покрасочная камера с двумя специальными лифтами.
Согласно современным технологиям окраска грузовиков практически ничем не отличается от работы с легковыми машинами: те же тепловые режимы, материалы и т. п. Разница лишь в том, что «грузовая» камера должна иметь соответствующие размеры, а значит, ее установка потребует значительных инвестиций. Но по сравнению с легковым сервисом такого рода оборудование задействовано гораздо реже. Дело в том, что полный ремонт с разборкой до металла одного автомобиля может продлиться целый месяц. Без серьезной разборки - и то неделя. Поэтому немногие сервисы решаются на дорогую покупку, а для покраски пользуются услугами сторонних организаций. Ну, а те, кто все же имеет такую камеру, для повышения рентабельности стараются загрузить ее дополнительными заказами. Конструкция покрасочной камеры разделена на две независимые секции. Благодаря разделительным жалюзи камера превращается в два самостоятельных цеха, подготовительный и, собственно молярный. Такая конструкция ускоряет ремонтные работы, так как цех предварительной подготовки, то есть шлифовки, сопряжен с образованием мелкой пыли. Наличие плотно закрытых жалюзи исключает попадание в камеру покраски и молярку пыли, и работы можно проводить конвейерным методом. При раскрытом жалюзи можно проводить молярные работы с тягачом на сцепке с полноразмерным полуприцепом или с междугородним,или городским автобусом класса МАН Сити Лайнер или MAN NEOPLAN. Для ускорения и удобства выполнения покрасочных работ камера оборудована двумя подвижными люльками, передвигающимися не только вверх-вниз, но и вперед.
Вообще центр ООО «Кваттро-Сервис» примечателен не только стапельной зоной и покрасочной камерой. Центр в состоянии провести полную диагностику всех узлов и агрегатов автомобилей MAN, техническое обслуживание автомобиля и подвижного состава, а со следующего года центр получит сертификацию на проведение технического осмотра и выдачи талонов ТО для грузовой и спецтехники любого производителя. Также имеется склад запчастей и аксессуаров. На оригинальные запасные части, установленные в техническом центре, предоставляется гарантия. Особое внимание при комплектации склада отведено запасным частям и расходным материалам, необходимым для оперативного проведения технического обслуживания автомобилей. Сервисная служба технического центра осуществляет поставку запчастей по индивидуальным заказам в кратчайшие сроки. Для заказа можно воспользоваться сервисом on-line консультаций. Помимо запасных частей для грузовых автомобилей, для автобусов имеются сигнализации, механические противоугонные системы, магнитолы, автошины, масла, технические жидкости, автокосметика ведущих производителей.
Габолаев А. (фото автора)